24 февр. 2014 г.

Проведение ЕГЭ по английскому языку в 2014 году

Для подготовки к ЕГЭ по иностранному языку, вам предлагается вебинар по теме «ЕГЭ-2014: подготовка и особенности проведения». Автор презентации – Ирина Васильевна Терджанян, председатель предметной комиссии по английскому языку. Вебинар есть в открытом доступе на Youtube. Однако, для вашего удобства, содержание презентации изложено на этой странице.


Документы, необходимые для изучения и подготовки к ЕГЭ 2014: 

  • спецификация КИМ (контрольно-измерительные материалы, или проще тесты) 2014;
  • кодификатор, определяющий структуру и содержание КИМ 2014;
  • демонстрационный вариант КИМ 2014.

Изменения в КИМ 2014 года по сравнению с 2013 годом 

  • Изменения в структуре и содержании КИМ ЕГЭ 2014 по сравнению с КИМ ЕГЭ 2013 года отсутствуют.


Структура КИМ ЕГЭ

Разделы
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Тип задания
Аудирование
15
20
Задания на соответствие, с выбором ответа и задание открытого типа с кратким ответом
Чтение
9
20
Грамматика и лексика
20
20
Письмо
2
20
Задание с развернутым ответом
Всего
46
80

Время выполнения работы

Разделы
Время по разделам
Аудирование
30 минут
Чтение
30 минут
Грамматика и лексика
40 минут
Письмо
80 минут
Общее время выполнения работы
180 минут (или 3 часа)

Раздел “Письмо”

Обозначение задания в работе
Проверяемые элементы
Уровень сложности
Максимальный балл
С 1
Письмо личного характера
Базовый
6
С 2
Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме “Ваше мнение”
Высокий
14
Итоговый балл


20

[Уровень С 2 предполагает уровень профильного обучения, т.е. к примеру факультет иностранных языков.]

Умения, проверяемые в письменной речи: 

  • сообщать/запрашивать информацию; 
  • выражать собственное мнение/суждение; 
  • строить, развернутое высказывание в контексте коммуникативной задачи в заданном объеме; 
  • аргументировать свою точку зрения; 
  • делать выводы; 
  • строить письменное высказывание логично и связно; 
  • использовать различные стратегии описания, рассуждения, сообщения, повествования; 
  • соблюдать правила организации письменного текста; 
  • употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно.

Стратегии выполнения тестовых заданий раздела “Письмо” 

Личное письмо (С 1) 

  • Внимательно прочитать не только инструкцию, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке). 
  • При ознакомлении с текстом-стимулом, выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме [обязательно ответить на все вопросы, неважно сколько их]. 
  • Составить разные типы вопросов для запроса информации [общие, специальные, альтернативные (or), разделительные вопросы]. 
  • Наметить план своего ответного письма. 
  • Не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма. 
  • Во вступительной части письма выразить благодарность за получение письма и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ. 
  • В основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке. 
  • В заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, подписать письмо. 
  • Правильно использовать языковые средства. 
  • Проверить 
    • соответствие содержания своего ответного письма письму-стимулу (поставленным коммуникативным задачам);
    • правильность организации и логичность текста;
    • правильность языкового оформления текста.

Стратегии выполнения тестовых заданий раздела “Письмо” 

Письменное высказывание с элементами рассуждения (С 2) 

Общие стратегии:
  • Строить высказывание в соответствии с предложенным планом. 
  • Начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего ее проблемный характер [из темы/стейтмента необходимо создать проблему. Смотрите следующий пункт]. 
  • Во введении перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя ее дословно. 
  • При планировании письменного высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого абзаца [их всего должно быть пять]. 
  • Делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста. 
  • Каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее развивать, подкреплять примерами и аргументами и т.д.) 
  • Введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объему. 
  • В основной части должно быть как минимум два абзаца, приблизительно одинаковых по размеру. 
  • Общий объем основной части не должен быть меньше общего объема введения и заключения. 
  • Особое внимание уделить средствам логической связи текста, как внутри предложения, так и между предложениями [их не должно быть много, и не должно быть мало]. 
  • Правильно использовать языковые средства [лексика по теме, грамматика].

Личное письмо С 1 

  • адрес (вверху, в правой стороне), лучше краткий (город, страна); 
  • дата (под адресом); 
  • обращение (слева на отдельной строке); 
  • ссылка на предыдущие контакты, т.е. благодарность за полученное письмо (начало письма), возможно, извинение, что не ответил раньше (после благодарности); 
  • основная часть (ответы на вопросы в соответствии с заданием) [оценивается более серьезно]; 
  • запрос информации (постановка вопросов в соответствии с заданием); 
  • упоминание о дальнейших контактах (предпоследняя фраза); 
  • завершающая фраза (неофициальный стиль, на отдельной строке); 
  • подпись автора (имя, на отдельной строке.)

Письменное высказывание с элементами рассуждения “Ваше мнение” С 2 

  • в основной части сначала высказать свое мнение и аргументировать его, затем представить другую точку зрения и дать аргументацию, почему вы с ней не согласны; 
  • приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать свое мнение не теми же словами, что раньше, а использовать перифраз, синонимию [должно быть два или три развернутых аргумента]; 
  • в заключительном абзаце (заключении) еще раз указать на проблемный характер темы; показать, что хотя у вас есть свое мнение, вы способны видеть и другие точки зрения; тем не менее, своя кажется вам более убедительной.

Содержание и структура С 2 (пять пунктов – пять абзацев) 

  • make an introduction (state a problem); 
  • express your personal opinion and give 2 -3 reasons for your opinion; 
  • express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion; 
  • explain why you don’t agree with the opposing opinion; 
  • make a conclusion restating your position.

Критерии оценивания С 1 

  • решение коммуникативной задачи; 
  • организация текста; 
  • правильность языкового оформления текста. 

Критерии оценивания С 2 

  • решение коммуникативной задачи; 
  • организация текста; 
  • лексическая грамотность; 
  • грамматическая правильность речи; 
  • правильность орфографии и пунктуации. 

Решение коммуникативной задачи 

  • соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании и полнота раскрытия темы; 
  • правильность отбора материала с точки зрения коммуникативной задачи; 
  • использование определенного стиля речи (официального, неофициального, нейтрального) в соответствии с указанной в коммуникативном задании ситуацией; 
  • объем, т.е. соответствие высказывания заданному объему.

Организация текста 

  • логичность в изложении материала [согласно плану]; 
  • связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.); 
  • структурирование текста, т.е. логичное деление текста на абзацы, наличие вступления и заключения. 

Лексическая грамотность 

  • точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность их употребления в контексте; 
  • правильность формирования лексических словосочетаний; соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка; 
  • запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие высокому уровню (B2 по общеевропейской шкале). 

Грамматическая правильность речи 

  • точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью выказывания; 
  • разнообразие [5-6 грамматических структур] и корректность используемых грамматических средств; 
  • сложность используемых конструкций. 

Правильность орфографии и пунктуации 

  • соблюдение норм орфографии английского языка; 
  • правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки). [Не приветствуется сокращенная (стяженная) форма глаголов в С2. Должны быть полные формы глагола.]

Графическое деление текста на абзацы 

Возможны три варианта:
  1. учащийся использует “красную строку”, отступая от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца; 
  2. учащийся не использует “красную строку”, не отступает от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца, левый край текста ровный, но при этом учащийся пропускает между абзацами “лишнюю строку”, делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца; 
  3. учащийся одновременно и использует “красную строку”, и делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца.

Логическое деление на абзацы 

В задании С1 в основной части письма
  • Минимальное число абзацев включает: 
    1. благодарность …, ссылку на предыдущие контакты; 
    2. ответы на вопросы, содержащиеся в письме-стимуле (3 аспекта содержания); 
    3. три вопроса 
  • Подчеркиваем, что это минимальное число абзацев. На самом деле, п. 2, из перечисленных (ответы на вопросы друга по переписке), может содержать 2 или 3 абзаца и т.д. [ответ на каждый вопрос может быть отдельным абзацем] 
  • Кроме того, в личном письме есть адрес, обращение, заключительная фраза, подпись – фактически еще 4 “абзаца”. 
  • В задании С2 минимальное число абзацев соответствует числу пунктов плана, но в полном по содержанию письменном высказывании в главной части могут содержать до 3 абзацев.

Объем заданий С1, С2 

  • Особенностью оценивания заданий С1-С2 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию “Решение коммуникативной задачи” все задание оценивается в 0 баллов.
  • При оценивании заданий радела “Письмо” (С1, С2) следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма в задании С1 – 100-140 слов; для развернутого письменного высказывания в задании С2 – 200-250 слов.
  • Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитывается от начала работы 140 слов, задания С2 – 250 слов и оценивается только эта часть работы.

 Определение процента текстуальных совпадений в задании С2 

  • При оценивании задания С2 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию “Решение коммуникативной задачи”, и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов.
  • Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более.
  • Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего числа слов в ответе, работа оценивается в 0 баллов.
[Существует два года.]

Подсчет слов в заданиях раздела “Письмо” 

При определении соответствия объема представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету [если основная часть письма большая, то адрес и дату лучше писать кратко, например, “Novosibirsk, Russia”, 6.06.13 (что будет считаться как одно слово)].
При этом:
  • стяженные (краткие) формы – can’t, didn’t, isn’t, I’m и т.п. считаются как одно слово; 
  • числительные, выраженные цифрами, например 1, 25, 2009, 126204, 25.03.10, 879 и т.п., считаются как одно слово; 
  • числительные, выраженные словами, считаются как слова; 
  • сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово; 
  • сокращения, например USA, email, TV, CD-rom, считаются как одно слово.

Типичные ошибки в разделе “Письмо” 

При написании личного письма [C1]:
  1. Ошибки в оформлении и организации текста [не пишут адрес, дату, вместо “Dear” пишут “Hello” и прочее]; 
  2. Неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую информацию [отвечать на все вопросы, сколько бы и не было]; 
  3. Отсутствие постановки вопросов или формулирование вопросов не по теме [если про отдых, то про вопросы должны быть про отдых, не по семье или здоровью]; 
  4. Несоблюдение требуемого объема (100-140 слов для С1).

Типичные ошибки в разделе “Письмо” 

При написании высказывания с элементами рассуждения [C2]:
  1. Подмена одного жанра письменного высказывания другим [требуется выразить свое мнение]; 
  2. Отсутствие развернутой аргументации; 
  3. Неумение сформулировать проблему в начале высказывания (простой повтор формулировки задания [переписывание задания в первую строчку]) и сделать вывод в конце; 
  4. Неправильное деление текста на абзацы; 
  5. Отсутствие использования или неправильное использование средств логической связи; 
  6. Несоблюдение требуемого объема.

Общие выводы и рекомендации по “Аудированию” 

  • в разделе “Аудирование” обращать внимание на то, что внимательное чтение формулировки заданий позволяет быстро ориентироваться в теме аудиотекста; 
  • приучать школьников давать ответы во время звучания аудиозаписи и использовать также 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиванием [во время первого прослушивания делают пометки, второго – делают выбор]; 
  • аудирование с освоением основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует выделить в тексте ключевые слова, не обращать внимание на слова, от которых не зависит основное содержание. При этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами синонимичными тем, которые использованы в текстовом вопросе; 
  • если от учащихся требуется извлечь запрашиваемую информацию, следует научить их концентрировать внимание только на той информации, отсеивая второстепенную информацию [2 и 3 задания]; 
  • следует обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного текста должен быть основан только на той информации, которая звучит в нем, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу.

Общие выводы и рекомендации по “Чтению” 

  • в разделе “Чтение”, обучая умениям понимать структурно-логические связи в тексте, целесообразно помнить о том, что этот вид чтения не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать учащихся не стремиться понять каждое слово в тексте; 
  • выполнение задания следует начать с ознакомительного чтения всего текста и более внимательного прочтения списка частей предложений (фраз), которые надо вставить в пропуски; 
  • далее необходимо подобрать для каждой единицы соответствующий контекст, либо можно идти от текста подбирая фразу для заполнения пропуска (восстановления текста). Возможны оба приема, важно помнить, что это задание на понимание запрашиваемой информации, и надо сосредоточить свое внимание на поиске только этой информации.

Общие выводы и рекомендации по “Грамматике и лексике” 

  • в заданиях раздела “Грамматика и лексика” необходимо уделять особое внимание видовременным формам глагола, используя для тренировки тексты; 
  • давать учащимся достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные формы вспомогательного глагола, а также задания на употребление соответствующей видовременной формы глагола с учетом правила согласования времен; употребления неличных форм глагола и причастия; 
  • эффективны и полезны задания в виде текстов, в которых используются другие глагольные формы, особенно те с которыми учащиеся часто путают изучаемую форму; 
  • добиться, чтобы при формировании грамматических навыков учащиеся понимали структуру и смысл предложений, соблюдая порядок слов соответствующий построению предложений. Это поможет избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуется для заполнения пропуска; 
  • при обучении грамматических форм, требовать от учащихся правильного написания слов, т.к. неправильное написание лексических единиц в разделе “Грамматика и лексика” приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0 баллов; 
  • при обучении добиваться от учащихся внимательного прочтения всего текста до того, как они начинают выполнять задание и вставляют в бланк ответов правильный вариант ответа. Это облегчит выбор необходимого языкового материала; 
  • приучать к анализу различий в значении и употреблении синонимов; 
  • показывать, как грамматические конструкции влияют на выбор лексической единицы, учить владеть и видеть связь между лексикой и грамматикой;
  • приучать учащихся не забывать в конце выполнения задания возвращаться к пропущенным вопросам и в случае неуверенности в ответе, вписывать тот, который кажется наиболее вероятным ответом с вашей точки зрения; 
  • приучать учащихся всегда писать четко и аккуратно; 
  • правильно переносить свой выбор ответа в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написанием букв и цифр.

Общие выводы и рекомендации по “Письму” 

  • в разделе “Письмо” следует ознакомить учащихся с разными видами заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой задачи особенности каждого вида; 
  • необходимо внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем); 
  • рекомендуется тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с размером, указанном в тестовом задании. Недостаточный объем письменного высказывания, как и значительное превышение, ведут к снижению баллов; 
  • для овладения навыками письменной речи следует учить школьников анализировать свои собственные работы и редактировать их в нужном направлении;
  • перед началом работы учащиеся должны уметь отобрать материал, необходимый для выполнения задания в соответствии с поставленным коммуникативными задачами, а после написания работы уметь проверить ее с точки зрения содержания и формы; 
  • необходимо также уметь определить стиль (официальный, неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания и придерживаться его на протяжении всего текста.

Share this post