Вебинар есть в открытом доступе на Youtube. Однако, для вашего удобства, основное содержание презентации изложено на этой странице.
Видеолекция Методические рекомендации по выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение»
Цель обучения аудированию и чтению – обучение различным видам аудирования и чтения, например, просмотровому, поисковому, изучающему, аналитическому и т.д. чтению. Зачастую существует практика обучения только полному понимаю текста. Между тем, у каждого вида чтения есть своя стратегия, алгоритмы выполнения задания. Не имея соответствующих навыков непроизводительно выполняются задания, теряется время. Потому, необходимо научить учащихся извлекать информацию из текста в нужном объеме, определяемой речевой задачей. Существуют три базовых вида аудирования и чтения: [1] понимание основной информации, [2] умение извлекать из текста запрашиваемую информацию, игнорируя то, что им не нужно, [3] детальное понимание текста на уровне содержания, смысла, анализа художественно-стилистических особенностей, модальности и т.д.
ЕГЭ ставит в необходимость наличие умений, отмеченных выше, что определяет цель обучения для разделов “аудирование” и “чтение”.
Так, в структуре ЕГЭ по аудированию есть три задания: [1] понимание основной информации, [2] понимание запрашиваемой информации и [3] детальное понимание текста. В чтении, первое и третье задания схожи с аудированием. Второе задание немного отличается – это структурно-смысловые связи текста. С этими тремя автономными частями или видами заданий необходимо работать, т.к. у них свои отдельные задачи и соответственно стратегии выполнения.
Давайте посмотрим на первый тип заданий, на понимание основной информации. Это задание на соответствие или, по-другому, множественную подстановку: для нескольких коротких текстов необходимо подобрать соответствующие заголовки (заголовок отражает основное содержание текста). Второй вариант первого задания – текст разбит на смысловые абзацы и к каждому абзацу необходимо подобрать заголовок. Здесь, необходимо научиться отделять главное от второстепенного, игнорировать второстепенное и незнакомые слова во второстепенной/избыточной части, поскольку они не мешают общему пониманию текста.
Стратегия выполнения первого задания. Никогда не начинайте с чтения текста [в аудировании к тому же это невозможно]! Начинайте с быстрого просмотра заголовков в разделе “Чтение”, и утверждений в разделе “Аудирование”. Определите, одна ли тема или разные темы в них. Если тема одна, то нужно определить, чем эти заголовки схожи [дайте всем заголовкам/утверждениям общее, более широкое название]. Далее, определите, чем заголовки/утверждения на одну и ту же тему отличаются между собой [какой нюанс темы они по отдельности рассматривают]. Как это сделать? Читайте заголовки/утверждения с ручкой в руке, чтобы выделить ключевые слова [ключевое слово на уровне одного предложения заключено в одном слове или словосочетании]. Подчеркивая ключевые слова, вы закрепляете их в памяти [вы можете на полях писать на русском или английском языках ассоциации, синонимы (контекст), связанные с этими словами, т.о. вы попытаетесь предвосхитить текст]. И, во время прослушивания/чтения, вы будете соотносить то, что у вас сложилось как образ в голове с текстом.
Если вы будете слушать текст и одновременно читать утверждения/заголовки, то ваше внимание рассеется, и работа будет неэффективной, первое прослушивание может пройти даром.
В аудировании, вы можете, тренироваться следующим образом. Прослушав первый текст [из шести], сделайте паузу и постарайтесь определить, который из шести утверждений соответствует тексту. Давайте ответ, опираясь на свои отметки ключевых слов и записи. Таким образом, вы докажете обоснованность/осознанность своего выбора. Помимо прочего, вы приучаетесь понимать мысли другого человека.
Стратегия выполнения второго задания. В аудировании, оно проверяет умение понимания текста на уровне запрашиваемой информации, т.е. из всего текста вам нужно понять только ту информацию, которая определена заданием [в реальном общении мы четко знаем, что нам нужно понять и потому, слушаем что-то более внимательно, а что-то менее].
В ЕГЭ во втором задании, вы знаете, что будете слушать диалог, и перед вами будут 7 утверждений, и вы должны решить правильные ли они, ложные, или об этом в тексте ничего не сказано.
Около 70% успеха будет зависеть от того, как вы проработаете задание до прослушивания/прочтения текста. Для этого, внимательно прочтите утверждения, чтобы понять, какую информацию вам нужно расслышать, а какую игнорировать, как избыточную. [Вы можете также озаглавить каждое утверждение одним словом, написав его рядом с утверждением.]
Чтобы не попасться в ловушку при выборе ответа между "ложно" или "в тексте не указано", рекомендуется формулировать, при чтении утверждения, разделительные вопросы буквально к каждому слову. Например, в предложении "Сестра изначально полностью одобрила планы брата на лето", "сестра" или кто-то другой, "изначально" или в конце, "одобряет" или не одобряет, “планы брата” или кого-то другого и т.д.
Т.к. вопросы идут по мере развертывания текста, начинайте работать с первого утверждения и далее. Если в паузу, вы не успели рассмотреть/проанализировать все утверждения, вы можете идти с опережением аудиотекста на два-три уже проработанных утверждения.
В качестве тренировки, давайте ответы, опираясь на свои отметки/записи. Таким образом, вы покажете обоснованность/осознанность своего выбора.
Третье задание – задание на выбор [детальное понимание текста]. Как и прежде, начинайте с задания, а не с текста! Просмотрите начало утверждений на предмет запрашиваемой информации, выведите ключевые слова, отметьте их. Так, вы отделяете ту [основную] информацию, которую надо распознать в тексте, от второстепенной/ избыточной. Затем, читаете предложенные варианты также с ручкой. Помните, что в этом третьем задании, проверяется не только детальное понимание текста, но и интерпретация смысла [причинно-следственные связи], например, по какой причине кто-то сделал что-то. В целом выполнение третьего задания схоже с выполнением второго.
Выводы:
- Важно определить ту информацию в задании, которую вы должны распознать в тексте для интерпретации.
- Внимательно слушайте текст, и соотносите его со своими пометками, которые вы сделали до прослушивания/чтения.
- Ваш выбор должен быть осознанным/обоснованным, на основе вашей работы [отметок, записей], а не наугад.
Как показывает практика, учет вышеизложенных рекомендаций может сократить время на выполнение заданий КИМ ЕГЭ вдвое и даже втрое. Те выпускники, которые работают с заданием до прослушивания или прочтения текста, признают, что второго прослушивания/чтения текста, как правило, не требуется, если требуется, то только в исключительных случаях.