Мария Валерьевна Вербицкая,
д.ф.н., профессор МГУ имени М.В.Ломоносова,
председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам, Заслуженный работник высшей школы РФ.
В чем назначение ЕГЭ?
Официальные документы говорят, что “контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего полного общего образования“.
Какова особенность ЕГЭ по иностранным языкам?
Это экзамен по выбору, т.е. его сдают только те выпускники школ, которые решили продолжить свое образование и для этого им необходимо подтвердить уровень знания иностранного языка. Таким образом, ЕГЭ по иностранному языку не столько выпускной экзамен, а вступительный.
ЕГЭ должен дифференцировать выпускников школ по уровню владения иностранным языком. Он должен показать детям, их родителям, учителям, кто из выпускников готов обучаться в специализированном языковом профильном ВУЗе, кто готов учиться в гуманитарном ВУЗе, где есть довольно много языка, и есть довольно высокие требования, возможно часть предметов изучается на языке, предусмотрены стажировки и т.д., а кому лучше пойти в такой ВУЗ, где требования к иностранному языку есть, но они минимальны.
Если вы планируете продолжить учебу в престижном ВУЗе с высоким рейтингом, с высоким требованием к иностранному языку, тогда в старших классах надо перейти в профильный класс, школу, либо занимать дополнительно. “Дополнительно” не означает только занятия с репетитором, или курсы. Это может быть и самостоятельная работа с применением пособий, Интернета. Другими словами, взять часть ответственности за результат своего обучения на себя, и родителям тоже.
Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, целью обучения иностранным языкам в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. ЕГЭ проверяет ровно то же самое – уровень развития иноязычной коммуникативной компетенции. Поэтому, необходимо развивать коммуникативную компетенцию, реальное владение иностранным языком. Не натаскивать на экзамен, не увлекаться бесконечным выполнением тестов, а надо просто учить читать, слышать текст, грамотно говорить, писать.
Если у школьника хороший уровень языка, но он не знаком с КИМ ЕГЭ, каков будет результат? Результат будет неплох, но он будет ниже, чем если бы он знал формат ЕГЭ. Как следствие, наряду с общим владением иностранным языком, нужно чтобы выпускник владел стратегиями разного рода аудирования и чтения, что включено в иноязычную компетенцию, и наряду с этим знал формат ЕГЭ. Для этого нужна некоторая тренировка в выполнении инструкции, контроле времени.
Основными документами ЕГЭ являются – кодификатор, спецификация и демоверсия КИМ ЕГЭ. В них отмечаются изменения в формате ЕГЭ, если таковые существуют, по сравнению с предыдущим годом.
В ЕГЭ нет строго распределения времени по разделам работы. Аудирование имеет естественное ограничение по звучанию текста. Все остальные разделы ограничений не имеют. Никто не забирает работу у экзаменуемого по окончании выполнения раздела. Экзаменуемый сам вправе распределить отпущенное время на разделы.
Задание С2, письменное высказывание с элементами рассуждения, представляет собой задание высокого уровня сложности, задание всероссийского олимпиадного уровня. Что из этого следует? Если выпускник не уверен в своих силах, не обучался по профильному уровню в школе, может быть ему не стоит браться за задание С2. И тогда у него будет “лишний” час на все остальные задания. Надо разумно понять свои силы, и разумно их распределить.
В 2012 году был уточнен план к заданию С2. Изменений внесено не было, были сделаны уточнения, которые делают задачу, стоящую перед выпускником, более ясной. В плане выдели 5 пунктов: [1] вступление/введение к работе, где следует перефразировать тему, объяснить, что вы понимаете проблему, которая перед вами стоит. Затем, [2] следует выразить свое собственное мнение и дать два-три аргумента в его защиту, чтобы показать свою толерантность, свой широкий взгляд на вещи. Далее, в третьем [3] пункте плана, выпускнику предлагается изложить противоположную точку зрения, потому что мир не управляем нашими мнениями и желаниями только. Здесь, выпускник должен дать хотя бы один аргумент сторонников этой противоположной точки зрения. Затем, [4] наступает важный момент – надо объяснить, почему вы не принимаете этот аргумент, и выдвинуть свои контраргументы, или хотя бы один контраргумент. И, в конце, [5] надо сделать некое заключение, в котором вы подтверждаете свое мнение.
В задании С2 придется формулировать свое мнение, т.к. оно обязательно этом задании.
Уточнены критерии оценивания заданий С1 и С2. В частности в задании С2 прописали точнее количество ошибок, которые допустимы по критериям “лексика”, “грамматика”, “орфография” и “пунктуация”. Внесли также еще одно важное дополнение к заданию С2. Оно касается ответов на задание С2, текстуально совпадающих с опубликованным источником, или другими опубликованными работами на более чем 30%. В таком случае эксперты могут низко оценить или поставить 0 баллов за работу потому, что задание С2 не проверяет способности памяти экзаменуемого. С2 нацелен на продукцию письменной речи. Потому, не стоит заучивать наизусть тексты [длиной более 10 слов], опубликованные в разных пособиях. Подробнее об этом, вы можете прочесть в приложении №4 к демоверсии. Заметьте, что фразы-клише, например, as far as I am concerned, характерные для нейтрального стиля изложения не являются нарушением.
Внимательно и аккуратно вписывайте ответы в бланк ответов для правильного прочтения ответов машиной! Машина не человек, не переспросит!
Проекты документов для ЕГЭ начинают появляться на сайте www.fipi.ru в августе. Не позднее ноября появляются утвержденные версии, которые не подлежат изменениям. Т.о. если в утвержденных документах нет раздела “Говорения”, то его не будет.
Для подготовки к ЕГЭ используются учебники, входящие в федеральный перечень, и таким образом подтверждающие своё соответствие федеральному стандарту. Также есть пособия, которые направлены на подготовку к ЕГЭ.
Доверять рекомендуется пособиям, разработанным с участием ФИПИ, либо их авторы являются известными методистами и специалистами в языковом тестировании.
Если выполнить корректно задания ЕГЭ только базового уровня, то экзаменуемый уже получит 40 баллов, плюс повышенного уровня, также рассчитанного на выпускника обычной школы, – 65 баллов. Учитывая это, необходимо выбрать наиболее подходящую стратегию.
Видеолекция. Введение. Цели ЕГЭ. Структура и содержание КИМ.
В чем назначение ЕГЭ?
Официальные документы говорят, что “контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего полного общего образования“.
Какова особенность ЕГЭ по иностранным языкам?
Это экзамен по выбору, т.е. его сдают только те выпускники школ, которые решили продолжить свое образование и для этого им необходимо подтвердить уровень знания иностранного языка. Таким образом, ЕГЭ по иностранному языку не столько выпускной экзамен, а вступительный.
ЕГЭ должен дифференцировать выпускников школ по уровню владения иностранным языком. Он должен показать детям, их родителям, учителям, кто из выпускников готов обучаться в специализированном языковом профильном ВУЗе, кто готов учиться в гуманитарном ВУЗе, где есть довольно много языка, и есть довольно высокие требования, возможно часть предметов изучается на языке, предусмотрены стажировки и т.д., а кому лучше пойти в такой ВУЗ, где требования к иностранному языку есть, но они минимальны.
Если вы планируете продолжить учебу в престижном ВУЗе с высоким рейтингом, с высоким требованием к иностранному языку, тогда в старших классах надо перейти в профильный класс, школу, либо занимать дополнительно. “Дополнительно” не означает только занятия с репетитором, или курсы. Это может быть и самостоятельная работа с применением пособий, Интернета. Другими словами, взять часть ответственности за результат своего обучения на себя, и родителям тоже.
Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, целью обучения иностранным языкам в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. ЕГЭ проверяет ровно то же самое – уровень развития иноязычной коммуникативной компетенции. Поэтому, необходимо развивать коммуникативную компетенцию, реальное владение иностранным языком. Не натаскивать на экзамен, не увлекаться бесконечным выполнением тестов, а надо просто учить читать, слышать текст, грамотно говорить, писать.
Если у школьника хороший уровень языка, но он не знаком с КИМ ЕГЭ, каков будет результат? Результат будет неплох, но он будет ниже, чем если бы он знал формат ЕГЭ. Как следствие, наряду с общим владением иностранным языком, нужно чтобы выпускник владел стратегиями разного рода аудирования и чтения, что включено в иноязычную компетенцию, и наряду с этим знал формат ЕГЭ. Для этого нужна некоторая тренировка в выполнении инструкции, контроле времени.
Основными документами ЕГЭ являются – кодификатор, спецификация и демоверсия КИМ ЕГЭ. В них отмечаются изменения в формате ЕГЭ, если таковые существуют, по сравнению с предыдущим годом.
В ЕГЭ нет строго распределения времени по разделам работы. Аудирование имеет естественное ограничение по звучанию текста. Все остальные разделы ограничений не имеют. Никто не забирает работу у экзаменуемого по окончании выполнения раздела. Экзаменуемый сам вправе распределить отпущенное время на разделы.
Задание С2, письменное высказывание с элементами рассуждения, представляет собой задание высокого уровня сложности, задание всероссийского олимпиадного уровня. Что из этого следует? Если выпускник не уверен в своих силах, не обучался по профильному уровню в школе, может быть ему не стоит браться за задание С2. И тогда у него будет “лишний” час на все остальные задания. Надо разумно понять свои силы, и разумно их распределить.
В 2012 году был уточнен план к заданию С2. Изменений внесено не было, были сделаны уточнения, которые делают задачу, стоящую перед выпускником, более ясной. В плане выдели 5 пунктов: [1] вступление/введение к работе, где следует перефразировать тему, объяснить, что вы понимаете проблему, которая перед вами стоит. Затем, [2] следует выразить свое собственное мнение и дать два-три аргумента в его защиту, чтобы показать свою толерантность, свой широкий взгляд на вещи. Далее, в третьем [3] пункте плана, выпускнику предлагается изложить противоположную точку зрения, потому что мир не управляем нашими мнениями и желаниями только. Здесь, выпускник должен дать хотя бы один аргумент сторонников этой противоположной точки зрения. Затем, [4] наступает важный момент – надо объяснить, почему вы не принимаете этот аргумент, и выдвинуть свои контраргументы, или хотя бы один контраргумент. И, в конце, [5] надо сделать некое заключение, в котором вы подтверждаете свое мнение.
В задании С2 придется формулировать свое мнение, т.к. оно обязательно этом задании.
Уточнены критерии оценивания заданий С1 и С2. В частности в задании С2 прописали точнее количество ошибок, которые допустимы по критериям “лексика”, “грамматика”, “орфография” и “пунктуация”. Внесли также еще одно важное дополнение к заданию С2. Оно касается ответов на задание С2, текстуально совпадающих с опубликованным источником, или другими опубликованными работами на более чем 30%. В таком случае эксперты могут низко оценить или поставить 0 баллов за работу потому, что задание С2 не проверяет способности памяти экзаменуемого. С2 нацелен на продукцию письменной речи. Потому, не стоит заучивать наизусть тексты [длиной более 10 слов], опубликованные в разных пособиях. Подробнее об этом, вы можете прочесть в приложении №4 к демоверсии. Заметьте, что фразы-клише, например, as far as I am concerned, характерные для нейтрального стиля изложения не являются нарушением.
Внимательно и аккуратно вписывайте ответы в бланк ответов для правильного прочтения ответов машиной! Машина не человек, не переспросит!
Проекты документов для ЕГЭ начинают появляться на сайте www.fipi.ru в августе. Не позднее ноября появляются утвержденные версии, которые не подлежат изменениям. Т.о. если в утвержденных документах нет раздела “Говорения”, то его не будет.
Для подготовки к ЕГЭ используются учебники, входящие в федеральный перечень, и таким образом подтверждающие своё соответствие федеральному стандарту. Также есть пособия, которые направлены на подготовку к ЕГЭ.
Доверять рекомендуется пособиям, разработанным с участием ФИПИ, либо их авторы являются известными методистами и специалистами в языковом тестировании.
Если выполнить корректно задания ЕГЭ только базового уровня, то экзаменуемый уже получит 40 баллов, плюс повышенного уровня, также рассчитанного на выпускника обычной школы, – 65 баллов. Учитывая это, необходимо выбрать наиболее подходящую стратегию.
0 comments:
Отправить комментарий