25 февр. 2014 г.

ЕГЭ по Английскому

Мария Валерьевна Вербицкая, д.ф.н., профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам, Заслуженный работник высшей школы РФ.

Видеолекция. Введение. Цели ЕГЭ. Структура и содержание КИМ.




В чем назначение ЕГЭ?
Официальные документы говорят, что “контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего полного общего образования“.

Какова особенность ЕГЭ по иностранным языкам?
Это экзамен по выбору, т.е. его сдают только те выпускники школ, которые решили продолжить свое образование и для этого им необходимо подтвердить уровень знания иностранного языка. Таким образом, ЕГЭ по иностранному языку не столько выпускной экзамен, а вступительный.

ЕГЭ должен дифференцировать выпускников школ по уровню владения иностранным языком. Он должен показать детям, их родителям, учителям, кто из выпускников готов обучаться в специализированном языковом профильном ВУЗе, кто готов учиться в гуманитарном ВУЗе, где есть довольно много языка, и есть довольно высокие требования, возможно часть предметов изучается на языке, предусмотрены стажировки и т.д., а кому лучше пойти в такой ВУЗ, где требования к иностранному языку есть, но они минимальны.

Если вы планируете продолжить учебу в престижном ВУЗе с высоким рейтингом, с высоким требованием к иностранному языку, тогда в старших классах надо перейти в профильный класс, школу, либо занимать дополнительно. “Дополнительно” не означает только занятия с репетитором, или курсы. Это может быть и самостоятельная работа с применением пособий, Интернета. Другими словами, взять часть ответственности за результат своего обучения на себя, и родителям тоже.

Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, целью обучения иностранным языкам в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. ЕГЭ проверяет ровно то же самое – уровень развития иноязычной коммуникативной компетенции. Поэтому, необходимо развивать коммуникативную компетенцию, реальное владение иностранным языком. Не натаскивать на экзамен, не увлекаться бесконечным выполнением тестов, а надо просто учить читать, слышать текст, грамотно говорить, писать.

Если у школьника хороший уровень языка, но он не знаком с КИМ ЕГЭ, каков будет результат? Результат будет неплох, но он будет ниже, чем если бы он знал формат ЕГЭ. Как следствие, наряду с общим владением иностранным языком, нужно чтобы выпускник владел стратегиями разного рода аудирования и чтения, что включено в иноязычную компетенцию, и наряду с этим знал формат ЕГЭ. Для этого нужна некоторая тренировка в выполнении инструкции, контроле времени.

Основными документами ЕГЭ являются – кодификатор, спецификация и демоверсия КИМ ЕГЭ. В них отмечаются изменения в формате ЕГЭ, если таковые существуют, по сравнению с предыдущим годом.

В ЕГЭ нет строго распределения времени по разделам работы. Аудирование имеет естественное ограничение по звучанию текста. Все остальные разделы ограничений не имеют. Никто не забирает работу у экзаменуемого по окончании выполнения раздела. Экзаменуемый сам вправе распределить отпущенное время на разделы.

Задание С2, письменное высказывание с элементами рассуждения, представляет собой задание высокого уровня сложности, задание всероссийского олимпиадного уровня. Что из этого следует? Если выпускник не уверен в своих силах, не обучался по профильному уровню в школе, может быть ему не стоит браться за задание С2. И тогда у него будет “лишний” час на все остальные задания. Надо разумно понять свои силы, и разумно их распределить.

В 2012 году был уточнен план к заданию С2. Изменений внесено не было, были сделаны уточнения, которые делают задачу, стоящую перед выпускником, более ясной. В плане выдели 5 пунктов: [1] вступление/введение к работе, где следует перефразировать тему, объяснить, что вы понимаете проблему, которая перед вами стоит. Затем, [2] следует выразить свое собственное мнение и дать два-три аргумента в его защиту, чтобы показать свою толерантность, свой широкий взгляд на вещи. Далее, в третьем [3] пункте плана, выпускнику предлагается изложить противоположную точку зрения, потому что мир не управляем нашими мнениями и желаниями только. Здесь, выпускник должен дать хотя бы один аргумент сторонников этой противоположной точки зрения. Затем, [4] наступает важный момент – надо объяснить, почему вы не принимаете этот аргумент, и выдвинуть свои контраргументы, или хотя бы один контраргумент. И, в конце, [5] надо сделать некое заключение, в котором вы подтверждаете свое мнение.

В задании С2 придется формулировать свое мнение, т.к. оно обязательно этом задании.

Уточнены критерии оценивания заданий С1 и С2. В частности в задании С2 прописали точнее количество ошибок, которые допустимы по критериям “лексика”, “грамматика”, “орфография” и “пунктуация”. Внесли также еще одно важное дополнение к заданию С2. Оно касается ответов на задание С2, текстуально совпадающих с опубликованным источником, или другими опубликованными работами на более чем 30%. В таком случае эксперты могут низко оценить или поставить 0 баллов за работу потому, что задание С2 не проверяет способности памяти экзаменуемого. С2 нацелен на продукцию письменной речи. Потому, не стоит заучивать наизусть тексты [длиной более 10 слов], опубликованные в разных пособиях. Подробнее об этом, вы можете прочесть в приложении №4 к демоверсии. Заметьте, что фразы-клише, например, as far as I am concerned, характерные для нейтрального стиля изложения не являются нарушением.

Внимательно и аккуратно вписывайте ответы в бланк ответов для правильного прочтения ответов машиной! Машина не человек, не переспросит!

Проекты документов для ЕГЭ начинают появляться на сайте www.fipi.ru в августе. Не позднее ноября появляются утвержденные версии, которые не подлежат изменениям. Т.о. если в утвержденных документах нет раздела “Говорения”, то его не будет.

Для подготовки к ЕГЭ используются учебники, входящие в федеральный перечень, и таким образом подтверждающие своё соответствие федеральному стандарту. Также есть пособия, которые направлены на подготовку к ЕГЭ. 


Доверять рекомендуется пособиям, разработанным с участием ФИПИ, либо их авторы являются известными методистами и специалистами в языковом тестировании.

Если выполнить корректно задания ЕГЭ только базового уровня, то экзаменуемый уже получит 40 баллов, плюс повышенного уровня, также рассчитанного на выпускника обычной школы, – 65 баллов. Учитывая это, необходимо выбрать наиболее подходящую стратегию.
Share this post